Проект «Путешествие в сказки» в музее «Мир игрушки». 29.01.2019

Проект «Путешествие в сказки» в музее «Мир игрушки».

Данная статья освещает деятельность школьного музея «Мир игрушки», рассматривает проект как одну из форм работы, в которой особенно ярко можно показать, как сотрудничество деятельного ученика и руководителя школьного музея ведет к положительным результатам. Форма проекта дает возможность учащимся творчески развиваться, осознать свою значимость, ощутить свою необходимость в обществе, позволяет социализироваться раньше сверстников.

Одной из форм дополнительного образования в условиях современного

общеобразовательного учреждения является школьный музей, который через развитие творческой активности, самодеятельности учащихся в процессе сбора, исследования и изучения экспонатов способствует развитию навыков в поисково - исследовательской деятельности, воспитывает патриотические чувства, повышает культурный уровень учащихся. Итак, взаимодействие школа – музей – личность представляет собой естественное нерасторжимое единство, которое неизбежно присутствует, когда мы говорим о совместной работе музея и школы. Мы будем рассматривать школу как важнейшее звено в процессе формирования личности и музей как активный компонент в этом процессе.

Пожалуй, излишне говорить о том, что ребенок вместе со знаниями в области различных наук получает и знания духовные, которые определяют те нравственные критерии, с которыми личность в будущем вступит в человеческое общество, то есть у него формируются эстетические и этические понятия и принципы.

И здесь неоценимую помощь оказывает школьный музей , который может стать источником многих знаний: исторических, художественных, естественнонаучных, литературоведческих и т.д. Школьники имеют возможность соприкоснуться в музее с живой историей, которая живёт в памятниках эпохи, с живой памятью предков, с традициями, сохранившимися в сказках, народных промыслах. Ещё в начале 20 века философы назвали музей храмом, приобщение к музейной культуре – откровением. Именно эта сторона музейного влияния волнует нас сегодня больше всего.

Наш музей воспитывает уважение и любовь к искусству, мастерству, творчеству предшествующих поколений, прививает любовь к труду, к познавательной деятельности в области исторического и культурного прошлого своей страны, изучению фольклорного и литературного наследия.

Для успешной работы музей ставит перед собой следующие задачи: приобщить учащихся к истинным ценностям, народным традициям, отражённым в фольклоре; воспитать уважение к прошлому через знакомство с укладом жизни прошлых поколений, средствами школьного музея знакомить учащихся с шедеврами прошлого (зодчество, иконопись, устное народное творчество); обучать юных экскурсоводов, способных донести до ребят – экскурсантов величие духа человека, его мастерства, талантливости, любви к родной земле; пробудить чувство гордости за славное историческое прошлое.

Проект «Путешествие в сказки» знакомит с «волшебными» вещами, героями сказок, экскурсанты узнают основы славянской мифологии, начинают понимать образы – символы сказочного мира, учатся сравнивать сюжеты сказок разных народов, видеть общее в народных традициях разных стран, что так необходимо в процессе воспитания толерантности в межнациональном общении.

Чем же привлекает наш музей?

Наш музей – не совсем обычный. Экспонаты музея – прежде всего сказочные персонажи и их сказочные истории, которые тесно связаны с судьбами людей, с культурой народа, с его историей. Многие сказочные персонажи приходят к нам в детстве и сопровождают нас всю жизнь, делая её интереснее, веселее. Сказки подталкивают людей всё к новым горизонтам, формируя их внутренний мир, идеалы, развивая фантазию, раскрывая широкие возможности человека.

В нашем музее «Мир игрушки» как-то по-домашнему уютно, просто и легко. Он уникален и тем, что экспонаты не спрятаны за стеклянными витринами, а размещены в обычных шкафах, и их легко можно взять, рассмотреть, а то и просто поиграть с ними. Парадоксально, но в музее царит совершенно не музейная атмосфера. Смотришь на экспонаты музея и вспоминаешь любимые сказки, сам попадаешь в сказку. Да и сам наш музей, милый, гостеприимный, беззащитный, - это уникальная частичка огромного мира сказок.

Основная цель экскурсий – воспитание у детей способности к восприятию искусства вообще. Итак, во время интерактивных экскурсий учащиеся выступают не пассивными слушателями, а активными участниками всего происходящего. Они в сопровождении погружаются в атмосферу сказки, отправляются в увлекательное путешествие по сказкам, участвуют в активном диалоге с экскурсоводами – сказочными персонажами. Дети знакомятся со сказками как с разновидностью устного народного творчества, литературными жанрами, народными традициями, с писателями – сказочниками и с художниками – иллюстраторами сказок.

Музей такого рода являет собой прекрасную многоплановую базу для эстетического и этического воспитания. Попав в атмосферу сказки, увидев

« волшебные» вещи, героев сказок, невольно чувствуешь душевный трепет, сопричастность к историческому наследию, получаешь возможность постичь прошлое, прикоснуться к нему через «живое слово» юных экскурсоводов.

Свою мечту быть сильным и мудрым, добрым и справедливым, одолеть недруга, жить без зла и по правде народ выражал в сказке. Сказка приносила радость, окрыляла, помогала надеяться на лучшее, учила мечтать. Но сказка не только мечта. Она созвучна смене времён года, законам животного и растительного мира, крестьянскому календарю, обычаям и нравам людей. Она несёт знания, привлекает к реальности, по - своему приводит человека в окружающий мир, наделив житейским опытом и поэтическим чувством.

Сказка рождалась как естественная необходимость, как одна из основных потребностей человека наравне с потребностью в пище, одежде, общении.

В сказках возможно всё, что невозможно в реальности – чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса. Но самая большая ценность сказки – это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки – это идеальный мир, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный взгляд на мир ему необычайно близок. В сказках главные герои идеальны: они молоды, красивы, умны, добры, из любых испытаний выходят победителями. Их образы просты и понятны для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество: Иванушка – дурачок находчив и удачлив, Василиса – мудра, Иван – царевич – силён и отважен. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.

В нашем музее ведётся исследовательская работа по сбору материала о сказочных персонажах, их истории, изучаются сказки народные и авторские. Используется в музее и такая форма работы как учебный проект.

Метод проекта является составной частью учебного процесса. Он наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению, в частности, литературе; мотивации к учебе – в проектной работе она всегда положительная; личный интерес – проект отражает интересы учащихся; их собственный мир.

Задачи, которые ставятся при этом виде деятельности, следующие – способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через сказку; воспитание бережного, уважительного отношения к художественным памятникам литературы как части культуры и формирования единства природы и культуры. Используя различные формы работы (спектакли, создание сценариев сказок, написание собственных сказок, изучение сказок разных народов, театрализованные экскурсии, интерактивные экскурсии и т.д.) можно попытаться сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путём свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развивать способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; прививать навыки культурного поведения, самостоятельной ориентации в мире; на примере народного творчества формировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека. Данная проектная работа в нашем музее должна помочь учащимся стать творческой личностью и сформировать у него систему культурных ценностей. В ходе работы над проектами учащиеся пытаются ощутить как «живут» сказки и как чувствует себя зритель, смотрящий их, знакомятся с понятиями видов и жанров искусства. Они пытаются понять и «ощутить» слова Д.С.Лихачёва: «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Интерактивную экскурсию «Путешествие в сказки» разработала и провела Милана…для 5 «А» класса. Гости музея оказались среди героев популярных русских и зарубежных сказок. Интерактивный формат музея позволил побывать «в гостях» у сказочных персонажей.

Экскурсовод вместе со своим ассистентом отобрали экспонаты школьного музея, героев сказок и любимых мультфильмов. Учащиеся поочередно выбирали того или иного героя, вспоминали его роль в сказке.

Оказалось, что «Ежик в тумане»-это сказка необычная и не совсем похожа на, к которым мы привыкли. Герои сказки животные, но они разговаривают, думают и восхищаются окружающим миром. Это необычная и странная история о наблюдательном и любопытном ежике, которому все было интересно узнать. Он умел видеть необычную красоту в самых обычных явлениях природы.

Учащиеся вспомнили « Сказку о спящей царевне и семи богатырях» и сделали выводы, что как всегда в сказках, зло побеждено и наказано, а добро торжествует. Но ведь в сказке говорится не только об этом. Царевна не только красива внешне, она прекрасна своими внутренними качествами: добротой, скромностью, трудолюбием, деликатностью и сочувствием. И каждая девочка, мечтающая стать принцессой, прочитав эту сказку, постарается взять с царевны пример.

Перейдя к следующей сказке «По щучьему велению», выяснили, что сказка учит нас доброте. Что если сделать хоть и маленькое доброе дело , то тебе отплатят за него тем же самым добром. Если бы Емеля не отпустил щуку, то ничего не получил бы взамен. Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, что хочешь, то ничего и не будет. Емеля, представленный нам вначале как лентяй и дурачок, женился на принцессе и стал жить с ней в замке.

Главной мыслью «Чиполино» является то, что вместе с друзьями можно многого добиться, и то, что в мире есть еще много замков, оккупированных такими злодеями, как принц Лимон и сеньор Помидор.

В заключении экскурсии Милана удивила гостей музея и рассказала много нового о своем любимом герое Гарри Поттере. И каждый задал вопрос волшебному шару Судьбы и получил на него ответ!

Форма проекта дает возможность учащимся осознать свою значимость, ощутить свою необходимость в обществе, позволяет социализироваться раньше сверстников. Работа в школьном музее, участие в проектной деятельности позволяет даже плохо успевающим по ряду предметов учащимся поменять своё отношение к учёбе, ведь знания необходимые для реализации проекта надо добывать самостоятельно, для себя. И, видя результат своей работы, по - новому относится к учёбе, к окружающим, изменить самооценку в лучшую сторону, стать поистине деятельным человеком.